4echa (4echa) wrote,
4echa

Полное Солнечное затмение над океаном.

В этом году мне выпал уникальный шанс, благодаря Стасу Короткому, увидеть солнечное затмение на высоте 10000 метров (согласно GPS-треку) над Северным Ледовитым океаном. В самой северной точке, где я когда либо был, самолёт пролетал 73 параллель.
А началось всё с предложения Стаса, через переписку в феврале, поучаствовать в этом мероприятии. Честно сказать, я сначала очень призадумался. Всё-таки далеко, и совершенно неожиданно. Но потом, взвесив все плюсы (100% наличие погоды, уникальность как самого события, так и способ его наблюдения, возможность заодно посмотреть Мурманск) и минусы (только финансовая составляющая), я решил, что уж раз в жизни-то я могу себе позволить потратить 20 с копейками тысяч на такое авантюрное мероприятие. В конце концов, ради чего живём? Не ради бумажек же!
Так что — лечу.
Зная какое качество обычно у иллюминаторов в самолётах, я решил, что в этот раз я сосредоточусь не столько на съёмке крупных планов короны, тем более, что её я уже снимал в 2008 в более подходящих для этого условиях, а на панорамных видах. Лунная тень на Земле и заревое кольцо были основными моими целями.
Итак, билеты куплены, приблизительные планы: как снимать, что наблюдать — составлены.
19 марта. Аэропорт Пулково. 19:30. Полчаса до вылета. Мне объявляют, что самолёт задерживается... До 21:45. А потом ещё и до 22:15! В итоге, взлетели мы только в 23 часа, что немного подпортило мне настроение, т.к. добираться до хостела теперь уже очевидно придётся на такси.
Где-то над Кандалакшским заливом, рядом с Малиновой Вараккой (!!!) наш самолёт застал полярное сияние. И поскольку свет в салоне почему-то, несмотря на глубокую ночь, никто выключать не собирался, мне пришлось накрыться курткой, как фотографы древности:

Мурманск встретил нас, однако, такой метелью и ветром, что я уже был готов к тому, что самолёт наш не приземлится... Такой страшной посадки у меня ещё никогда не было, и надеюсь, что не будет! Мало того, что трясло и болтало во все стороны, так ещё и видимость из-за снега была не больше 30 метров. Так что дорога из аэропорта, обошедшаяся мне в 1200 рублей (как сказали местные, это нормальная цена) шла медленно и неспешно, и до кровати я добрался только к 2 часам.
Утро было ранним, т.к. до аэропорта 28 км, а быть там надо было не позже 9. Так что я проснулся в 6:20, сел на 106 автобус, чьё расписание есть на мурманских сайтах, за что им спасибо, и был в аэропорте в 8:20. Таких табло, с цифрами, вместо определённого пункта назначения, я ещё не видел ни разу в жизни:

У стойки регистрации я впервые встретился лично со Стасом, потом мы чуть чуть поговорили уже после прохождения досмотра о том кто и как собирается снимать, а потом он убежал говорить с остальными, давать интервью и видимо заниматься прочими приготовлениями, о которых мы узнали только на борту. :)
Тем временем иллюминаторы нашего самолёта начали чистить от снега:

А все фотографы конечно же радостно стали этот процесс фотографировать!

Вот мы и внутри. Места в самолёте заняты все. На борту кипиш:

Аэропорт, до свидания.

Земля, прощай! В добрый путь!

Моими соседями по вояжу были Слава и Паша.
По пути на север:
Гифка.

Внизу на краткую минутку сверкнула глория, а потом исчезла:

Самолёт следовал весьма интересным маршрутом, и то и дело закладывал крутые виражи. Да такие, что даже перегрузка чувствовалась:

Согласно карте, радиус самого крутого виража был около 9 км. Т.к. скорость была около 750 км/ч получается перегрузка в 1,44g. То-то я чувствовал, как будто на меня рюкзак, с лишними 30 килограммами повесили!!! :-D Всё сходится, физику не обманешь. Однако, назад к затмению! Ведь там уже пошли частные фазы:

Понемногу смеркается:

Почти за 3 минуты до полной фазы становится видно, что на горизонте появляется заревое кольцо:

И набирает силу по мере того, как лунная тень нас догоняет!

Следующий снимок — скорее шутка. Или иллюстрация, почему через иллюминатор не стоит снимать тонкую структуру короны:

Хотя протуберанцы от этого стали только жирнее! :)

И вот, наконец нас накрывает полностью, и наступает тот момент, которого все так долго ждали!

На более широком угле видно и Венеру.

Хотя глазом было видно и Марс, но это сложно было снять в суматохе. Да и фиг с ним, с Марсом... Зрелище просто потрясающее.

В этот раз я намного больше времени уделил визуальным наблюдениям, и запомнил, как думаю, всё до подробностей. Теперь, даже глядя на свои прошлогодние снимки короны, я понимаю, что несмотря на то, что на них множество деталей — картину они передают лишь приблизительно.
Глаз видит крошечные розовые лепесточки протуберанцев, на фоне яркого жемчужного, но довольно тонкого (около четверти солнечного радиуса) света внутренней короны. Дальше яркость быстро, почти по экспоненте спадает, хотя внешнюю корону глаз видит где-то на протяжении ещё одного солнечного диаметра. И на всём её протяжении присутствуют радиальные волокна, идущие прочь от Солнца: магнитные силовые линии, по которым движется плазма и солнечный ветер...

Однако, пока я разглядываю всё это, и стараюсь как можно лучше запомнить, затмение кончается. Тень убегает вперёд, и из-за Луны пробивается первый ослепительно яркий луч света, знаменуя конец основного представления:

Кстати, внизу, строго под Солнцем — не блик, а субсолнце!

Я плюхаюсь на кресло весь взмокший, как и мои соседи. Они, оказывается в это время тоже снимали во второе окно, рядом со мной. Я был настолько сосредоточен, что и не замечал, как они облокачивались на меня, менялись местами, и пропускали людей, чьи места были в противоположном ряду, и тоже хотел посмотреть.
На меня накатывает такая усталость, как будто я пробежал трёхкилометровый кросс. Или сдал нормативы на физкультуре. Незабываемое явление конечно. А в самолёте кричат, радуются, обсуждают, и показывают друг-другу результаты:

А шарики там по случаю предложения, которое Стас сделал своей девушке прямо на борту, сразу после полной фазы! Там и торт у них даже был. :)

И хотя, сразу после рейса сосед по ряду, Паша, предлагает нам со Славой экскурсию по Мурманску и мой день ещё ой как далёк от завершения, мой рассказ о затмении я на этом я наверное закончу.
Tags: Мурманск, затмение, небо

• Визит в Мурманск.

В предыдущей записи я рассказывал о полёте в затмение. А в этой — хочу показать, не особо расплываясь в объяснениях, Мурманск, каким мне его…

• (no subject)

Вчера со мной произошла не самая приятная вещь. Я и раньше знал, что попадать в нашу систему здравоохранения чаще — себе дороже. Оно и понятно…

• Когда наши кошки стареют?

Originally posted by sestratk at Когда наши кошки стареют? Отвечала я тут на комменты и поняла, что не все знают о том, в каком…